Становление и развитие научной школы дизайна в Беларуси

Березкина Лидия Владимировна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры теории и истории дизайна Белорусской государственной академии искусств о становлении белорусской научной школы дизайна.

Когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлено достаточно много ученых – докторов и кандидатов наук. Настоящая научная школа характеризуется обязательной активной научной работой, связанной с разработкой определенных научных проблем. Кроме того, научная школа тесно связана с аспирантурой и докторантурой, подготовкой соответствующих диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению.

Таким образом, научная школа, как правило, обладает вполне определенными основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

Исходя из этих посылок, можно сделать попытку представить научную школу дизайна Беларуси следующим образом.

Основоположником школы, по ряду объективных признаков, можно назвать Чернышова Олега Викторовича - известного ученого, длительное время работающего в этом направлении.

Разумеется, говоря  о научной школе дизайна в Беларуси, мы   рассматриваем вузовскую науку, вносящую свой вклад в академическую и отраслевую науку в целом. Традиционно в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Но  не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы. Как правило, когда в отчетах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Однако с полной уверенностью можно сказать, что научная школа дизайна начала формироваться  в стенах Белорусского государственного театрально-художественного института (БГХТИ) (сейчас – Белорусская государственная академия искусств) именно на кафедре промышленного дизайна факультета промышленного искусства. Педагогический коллектив кафедры, с первых лет существования помимо  учебно-методической работы осуществлял активную научно-исследовательскую и экспериментально-поисковую деятельность.

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, коллектив кафедры работал над программой подготовки специалистов-дизайнеров новой формации с более высоким уровнем творческих способностей, с принципиально иными знаниями, навыками и умениями. Основополагающие научно-теоретические идеи этой программы были изложены в докладах «Методологические принципы построения общей теории дизайн-деятельности (философский аспект)» (О.В.Чернышов) и «Стратегия повышения качества подготовки специалистов-дизайнеров» (В.Я.Петрущик, О.В.Чернышов). Эти доклады были опубликованы в материалах 1-й Республиканской научно-методической конференции по проблемам дизайна и художественно-конструкторского образования, состоявшейся в 1974 г. В БГХТИ. Основными научными  направлениями программы можно назвать разработку научно-теоретической   концепции  дизайн-деятельности с системой  логико-методологических принципов и средств ее практической реализации;  поиск   наиболее    эффективных педагогических способов внедрения разработанной концепции дизайна в учебно-воспитательный процесс; формирование   комплекса программ по теоретическим и практическим дисциплинам с соответствующей корректировкой учебного плана; экспериментальную апробацию методики преподавания профилирующих дисциплин;  установление содержательных  и  методических межпредметных связей с дисциплинами   общеобразовательного и общехудожественного циклов.

В успешной реализации этой программы основную роль сыграла специальная разработка философской концепции взаимодействия как научной основы для построения общей теории деятельности в систематизации всего комплекса целей, принципов, методов и средств художественно-проектного  творчества  в  дизайне и проблемно-методологической ориентации учебного процесса. Автор этой концепции О.В.Чернышов, работавший на кафедре почти со дня ее основания, считал, что философский анализ дизайна как культурно-исторического явления дает основания рассматривать его как особую форму общественного сознания наряду с теоретическими, эстетическими, религиозными, правовыми и иными его формами. По мнению Чернышова О.В. дизайн, являясь формой практи­ческого сознания, отражает объективную потребность общества в системной организации предметных условий его бытия как «второй природы». Выполняя свои социальные функции, дизайн призван обеспечивать тот необходимый уровень культуроемкости предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека, который стимулирует формирование, развитие и проявление у него социально значимых свойств и качеств, гармонизирует отношения личности и общества в процессе их предметно-деятельностного взаимодействия. Отсюда следовал вывод, что непо­средственным предметом творческой деятельности дизайнера теперь должны выступать уже не только и не столько функционально-техническое или конструктивно-технологическое преоб­разование и эстетическое осмысление содержательной структуры разнооб­разных искусственных систем, но и  свойства и качества конкретной человеческой личности, во всем богатстве ее индиви­дуальных характеристик, сущностных определений и культурно-исторических функций.

По материалам проведенного исследования по формированию общей модели профессиональной дизайн-деятельности О.В. Чернышев в 1983 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна». Во время защиты этой диссертации серьезную критическую проверку прошли научная новизна и весомость идей, положенных в основу построения системы опере­жающего дизайн-образования. Эта работа на долгие годы стала научным обоснованием построения и организации не только учебного процесса, но и процесса профессионального дизайнерского проектирования в республике.

На кафедре,  на основе концепции взаимодействия была разработана методика дизайн-проектирования. Исходя из общих концептуальных установок и задач построения устойчивой системы опережающего дизайн-образования,  были разработаны и в эксперимен­тальном порядке апробированы ориги­нальные авторские программы по основным профилирующим дисципли­нам, что способствовало повышению целост­ности всего учебного процесса и эффективности усвоения студентами разнообразных аспектов професси­онального творчества комплексно и на единой системообразующей основе. Методика решения учебных задач требовала от студентов комплексного применения принципов научного, техни­ческого и художественного творчества, что стимулировало развитие у них одной из важнейших профессиональных способностей – целенаправленно и гибко осуществлять синтез понятийно-логических и художественно-образных форм творческого мышления. При этом, исключительно важное значение придавалось обеспечению прочной методической связи учебного материала пропедевтических дисцип­лин «Функциональный анализ» и «Основы формальной композиции», которые велись на первых двух курсах и ставили целью дать студентам основы профессиональной грамоты в области методологии проектного творчества и художественно-композиционного формообразования в дизайне.

Теоретические и учебно-методические разработки преподавателей кафедры, разделяющих  научные идеи и ценности неформального лидера, неоднократно публиковались в отечест­венной и зарубежной печати, доклады­вались на различных симпозиумах, конференциях и семинарах, посвя­щенных проблемам дизайна. Сам О.В. Чернышев, как  ведущий в республике специалист по теории и методологии дизайна имеет ряд публикаций, неизменно вызывающих огромный интерес не только у преподавателей и студентов-дизайнеров вузов и ссузов, но и у всех кто так или иначе связан с проблемами художественно-композиционного творчества.  В этом ряду в первую очередь необходимо отметить изданную в 1999 году книгу О.В. Чернышева «Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна», в которой впервые дается систематизированное изложение специальных вопросов теории и методики освоения основ художественно-композиционной грамоты в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Это учебное пособие содержит систему программных заданий для практического освоения художественно-композиционного формообразования, методические пояснения к каждой теме и обширный иллюстративный материал. До сих пор в библиотеке академии искусств книга является наиболее востребованной среди студентов, так как реально способствует развитию проектно-творческого мышления.

В 2001 году, поднимая актуальные вопросы своего времени, О. В. Чернышев издает методическое пособие «Теоретические основания и методические принципы построения вступительного экзамена по специальности на кафедре дизайна: (Методическое пособие для преподавателей и абитуриентов")», которое  посвящено поиску средств выявления проектно-творческих способностей абитуриентов во время сдачи вступительных экзаменов по специальностям, связанным с художественно-проектным творчеством. В 2004 г. была опубликована книга «Концептуальный дизайн», в которой рассматривалось само понятие «концептуальный дизайн» и с ориентацией на специфику его смыслового содержания выстраивалась модель образовательной системы, включающая формы работы с абитуриентами, принципы проведения приемных экзаменов по специальности, а также методику организации учебного процесса по профилирующим дисциплинам. В 2006 г. вышла новая книга «Дизайн-образование: новая модель профессиональной подготовки дизайнеров», где формулировался ряд положений, имеющих существенное значение для организации современной системы дизайн-образования. В 2012, 2013 годах была опубликована работа  «Композиция. Творческий практикум», допущенная Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальности «Дизайн».

Помня о том, что научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему, отметим, что такой акт преемственности несомненно присутствует.

Под руководством О.В.Чернышова выпускница аспирантуры академии  искусств К.А. Стрикелева подготовила и в 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.06 - техническая эстетика и дизайн. К тому времени К.А. Стрикелева уже занимала должность декана факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства.  Она представила  очень актуальную для того периода времени работу “Трансформационная функция дизайна в контексте современной культуры”. Сейчас К.А. Стрикелева сама является научным руководителем нескольких аспирантов. Защита кандидатских диссертаций этих аспирантов только ожидается, но уже можно говорить о трех поколениях исследователей.

При характеристике научной школы преемственность часто трактуется как продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников. На наш взгляд, это не исключает переосмысление учениками изначальных научных результатов и выводов учителя и продуцирование ими  собственных научных идей. Приходится констатировать тот факт, что в настоящее время общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам не наблюдается.

Еще раз отметим, что основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений. Почти все эти характеристики применимы к рассматриваемой научной школе дизайна. Почти, но не все. Вместе с тем представляется, что научная школа, являясь научным сообществом, может объединять ученых различных научных специальностей, но связанных разработкой цельной научной проблемы. Если предположить, что такой проблемой является теория и методология дизайна, а также оптимизация  практики дизайнерского проектирования, то научное сообщество в виде научной школы можно представить как творческую активность и  неформальное творческое содружество исследователей разных поколений,  где может выделяться иерархия научных интересов и авторитетов.

Активность научно-исследовательской деятельности в области дизайна  в начале 1980-х годов  зафиксирована тем, что белорусскими дизайнерами, работавшими в области теории и методологии дизайна, был защищен целый ряд кандидатских диссертаций. Среди них можно назвать Ю.Н.Галкина, Я.Ю.Ленсу, И.Я.Герасименко, В.С.Моисеева, В.И.Коломийца.

Тяжелый для нашей страны и ее экономики период кризисов и трансформаций обусловил значительное снижение научной активности в сфере дизайна. Первой научной работой в независимой Республике Беларусь, появившейся после значительного перерыва и касающейся, в частности, проблематики графического дизайна, стала кандидатская диссертация по искусствоведению М.Г. Борозны  «Белорусская книжная графика 1960-1990-х годов», защищенная в 1998 году. В 1999 году Л.В.Березкина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук  по теме «Эргономическое знание в современном обществе: тенденции развития и способы трансляции».

В 2000 году произошло знаковое событие для научной общественности республики: при Белорусской государственной академии искусств открылся первый и единственный в стране совет по защите кандидатских диссертаций (К09.02.01) по специальности 17.00.06 – техническая эстетика и дизайн. В состав совета вошли четыре доктора  и три кандидата наук. Совет по защите фактом своего открытия при академии искусств, обозначил территориальную принадлежность научной школы дизайна. Первой в названном Совете, как уже говорилось, защитилась К.А. Стрикелева в 2001 году.

В 2003 году В.П. Кляуззе защитил диссертацию по теме “Человеческий фактор в современном дизайн-проектировании: системные аспекты формирования”. В 2008 году Совет К09.02.01 успешно провел две защиты: Г.Я. Мешкова защитила работу по теме “Становление и развитие дизайна одежды в Беларуси 1950 – 1990-х годов”, А.Е.Шифрин  — по теме «Дизайн мультимедийных изданий по художественной культуре Беларуси: принципы разработки». В 2012 состоялась защита диссертации П.В.Лежанской по теме «Фотографика в графическом дизайне: коммуникативные и изобразительно-выразительные особенности».

Как следует из названий научных работ, исследуются  самые  различные аспекты дизайна. При этом количество поступивших в совет диссертаций для рассмотрения значительно превышает количество работ, допущенных к защите. Высокие требования, предъявляемые членами совета к актуальности тем, содержанию работ и  качеству  проведенных научных исследований, обусловлены осознанной ответственностью перед научным и творческим сообществом страны.  Срок полномочий совета в настоящее время продлен по 1 декабря 2016 года.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что научные исследования в области дизайна, которые  ведутся в  Беларуси в различных направлениях, смогут стать реальной базой для  формирования единого подхода к модели специалиста при различных подходах к профессиональному обучению. Что касается научной школы дизайна, то можно констатировать тот факт, что она, в соответствии с общепринятыми критериями, в настоящий период времени от состояния формирующейся научной школы уверенно переходит в состояние развивающейся научной школы.

Лидия Березкина